Следующий фрагмент из ревизии 1745 года:
169174 ‑ Написанный в прежнюю перепись Одушка (в 1721 году ‑ Адушка) Игнатьев, а по крещению Федор Константинов, 73 лет. У него дети:
169175 ‑ в прежнюю перепись написанный Чадинка (Чудайка), а по крещению Семен Ильин, 31 год.
169176 ‑ После ж переписи рожденный Алексей, 18 лет.
169177 ‑ После ж переписи рожденный, в нынюшней ревизии утаенный, Алексей, 12 лет.
169178 ‑ У него у Федора брат, в прежнюю перепись написанный Ажнаш (Аднайка), по крещению Прокофей Константинов, 53 года.
169179 ‑ У него сын после переписи рожденный Антон, 1 год.
В ревизии 1721 года об этой семье читаем: «Адушка Игнатьев – 50 лет (1671 г.р.), у него два сына: Чюдайка – 8 лет (1713 г.р.), Иванка – 5 лет (1716 г.р.), у него ж брат Аднайка – 30 лет (1691 г.р.)».
Нет сомнений – мои предки по этой ветке тоже из мордвы, так указано в документах. И отклонений по возрасту нет.
Теперь разберёмся с именами и фамилиями предков. В записях ревизии 1721 года вписан вариант имени Адушка, на самом деле устойчивое написание – Одушка (оно встречается в сказке 1745 года). Полная форма этого имени ‑ Одуш, что в переводе с мордовского «новый». Имя его отца – Игнатий, в переводе «огонь». Где же слово «чугун», ставшее основой фамилии?
Словари дают два значения слова «чугун»: сплав железа с углеродом и круглый сосуд, горшок из чугуна. Скорее всего, основой фамилии стало прозвище, которое наш смуглый и крепкий пращур получил по названию черной и крепкой посуды. Подобные имена-прозвища давали детям для защиты от сглаза. Теперь уже не узнать, кто из предков получил это прозвище-оберег: Игнат ли, его сын Одуш или сын Одушки Алексей Федоров. Прозвище трансформировалось в фамилию потомков этой линии.
В сказке 1745 года сказано, что брат Одушки Аднайка, по крещению Прокофей Константинов, имел сына Антона. Но в сказке 1762 года у Прокофея Константинова детей уже нет.
У самого Одушки было четверо сыновей: Семен Ильин, Иванка, Алексей Федоров (большой) и Алексей снова (меньшой). Иванка и Алексей меньшой умерли рано. Наша линия Чугуновых – это ветка Алексея большого. Интересно, на какую фамилию выведут потомки его старшего брата Семена? У Семёна Ильина было три сына: Антон, Яков и Гаврило. Антон умер трехлетним, а Яков и Гаврило попали в рекруты, скорее всего, по жребию. Один в 1782 году, другой в 1787 году, так вот «повезло». Якова взяли 30-летним, и в то время он был женат. Жена его, то ли не желая ждать 25 лет, то ли получив известие о смерти мужа, впоследствии вышла замуж в соседнее село Новый Батрас за новокрещенца из чувашей и уехала из Караилги, забрав с собой дочь Прасковью Яковлевну. Сыновей, по всему видать, у Якова не было. Гаврило стал рекрутом в 23 года, не успев жениться. Оборвалась ниточка Семёна.
В ревизии 1721 года и сказке «об убылых» нашелся еще один Игнатьев ‑ Аверка, возрастом 51 год, племянник Базанки Шарбеева. Видимо бездетный, коль в таком возрасте записан как племянник. И тут не за что зацепиться, так как в дальнейшем про Аверкиных не проскочило ни одной записи.
Еще одна семейная загадка встретилась в сказке 1762 года. Там впервые упоминается имя Настасьи Петровой, жены Алексея Федорова. Поскольку поиск генеалогической информации вёлся в обратном хронологическом порядке, то имя Настасьи Петровой, матери Федора Алексеева (бабушки Фрола Фёдорова) мы уже знали по Сказке 1795 года. Оно помогло в установлении родственных связей в ревизии 1762 года. Итак, Настасья Петрова (1732 г.р.) рождения, записана как «старинная деревни Караилги», т.е. она родом из этой же деревни. Сможем ли найти среди караилгинцев её отца Петра?
Из сказок 1721 и 1745 годов мы отобрали нескольких претендентов на роль отца Настасьи Петровой, подходящих по имени и возрасту:
1.Новокрещенец Петр Филлипов (1691 г.р.), на момент рождения Насти ему 41 год.
2.Мордвин Петр Перфиляев до крещения Яковка Алексеев (1713 г.р.), на момент рождения Насти ему 19 лет.
3.Петр Алексеевич (1684 г.р.), на момент рождения Насти ему 48 лет. Хотя его можно сразу исключить, поскольку Настасья Петрова записана как «старинная», что означает, что она родом из Караилги, а Петр с детьми в ревизии 1745 года был учтен в деревне Шумыш, куда переехал из Мухтолово.
Оставшиеся два варианта можно считать равноправными. Так что по веточке Настасьи первоименем остается имя Петра:
Петр – Анастасия ‑ Федор – Фрол ‑ Егор – Терентий – Федор – Мария – Надежда.
И в заключение хочется добавить несколько слов о происхождении фамилий и образовании названия деревни.
В процессе изучения истории рода я открыла для себя происхождение некоторых караелжских фамилий, которые до этого изумляли меня своим интересным звучанием и неясностью смысла. Оказалось их семантика совершенно прозрачна. «Непонятные» фамилии, как и широко распространённые фамилии Иванов, Петров, Сидоров, образовались от имен. Только от древних мордовских имён. Верясев от имени Виряс, Тремасов – от Тремас, Ноякшин – от Нуякша, Самилкин ‑ от Смалка, Чиндясов – от Чяндас, Икомасов ‑ от Екомяс, Шумилкин – Шумила. И даже осмелюсь предположить, что название соседней деревни Утяшкино произошло от мужского имени Утяш: Утяш-Утяшка-Утяшкино. И выдвину почти фантастическую гипотезу: название Кара-Елга трансформировалось на татарский лад из двух древних мордовских имен: женского Кара и мужского Ялга. А в шежере юрматинцев, в которой упоминается Кара-Елга, как черный ручей, просто совпадение.
_______________________________________________________________________________________________________________________
[1] Сайт «Нижнекамский район. История и геральдика»: http://heraldikart.ru/istorya%20i%20heraldika/text%20istorija%20i%20heraldika%20nijnekamsk%20rn.htm.